×
Меню сайта
Школьная служба медиации (примирения)

Документы:

Приказ о создании школьной службы медиации (примирения)
Положение о школьной службы медиации (примирения)
Порядок работы медиатора в  восстановительной модели медиации 
ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
                          ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
2 фаза. Понимание ситуации
3 фаза. Поиск вариантов выхода
4 фаза. Подготовка к встрече
                            ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН
1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами
2 фаза. Организация диалога между сторонами
3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решений сторон.
4 фаза. Обсуждение будущего
5 фаза. Заключение соглашения
6 фаза. Рефлексия встречи
АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭТАП 1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 
Задачи работы ведущего (медиатора):
1.    получив информацию о случае, определить, подходит ли он по критериям для работы с ис-пользованием восстановительных программ;
Критерии, по которым случай может быть принят в работу:
• стороны конфликта (криминальной ситуации) известны;    
• в случаях, где есть обидчик и пострадавший, обидчик признает свою вину (или, как минимум, свое участие) в содеянном.
2.    если дело разбирается в официальных органах (милиция, суд или КДНиЗП), выяснить, на ка-кой стадии разбирательства находится дело и каковы юридические последствия успешного прове-дения программы;
3.    связаться со сторонами по телефону и договориться о проведении индивидуальной встречи. Если участниками конфликта являются несовершеннолетние (обидчик и/или пострадавший) и дан-ный случай рассматривается компетентными органами, медиатор обязательно связывается с закон-ными представителями несовершеннолетнего. 
    Ведущему (медиатору) нередко приходится преодолевать стену подозрительности, непонима-ния, эмоционального напряжения, которая возникла из-за конфликта или криминальной ситуации, а также нередко из-за действий представителей государственных органов и учреждений, и предло-жить участникам конфликта восстановительный способ разрешения ситуации. В ходе проведения программы восстановительной медиации на протяжении всей работы медиатору необходимо также удерживать  сквозные задачи. Их реализация помогает сторонам переключиться на будущее и по-строить конструктивный выход из сложившейся ситуации. Эти задачи таковы: 
•    достижение и удержание контакта со сторонами;
•    создание условий для конструктивного выражения эмоций; 
•    создание безопасной атмосферы во время работы;
•    создание условий для взаимопонимания.
ЭТАП 2. ВСТРЕЧА СО СТОРОНОЙ
1 фаза. Создание основы для диалога со стороной
Задача: представить себя и программу.
Различные роли сторон в ситуации противоправного деяния и, соответственно, принципиаль-ные различия ее последствий для правонарушителя и жертвы  диктуют специфику предварительных встреч ведущего с каждым из них. В то же время должна быть выполнена одна из наиболее важных задач ведущего по отношению к сторонам – безопасная   атмосфера  во время работы. Встречаясь со сторонами, медиатор должен позаботиться об этом  и четко уяснить для себя,  как он будет  пред-ставляться, то есть :
•    кто он и его роль в деле;
•    роль и функции организации, которую он представляет; 
•    его взаимоотношения со сторонами.

Вариант представления:
Добрый день! Меня зовут (представиться). Я пришел по поводу ситуации (…). Информацию о ней нам передал (называете человека или организацию). Я – ведущий программ восстановительной медиации (медиатор) (…) (называете организацию или службу),  я не представляю ни одну из сто-рон, то есть я не адвокат и не советчик. Наша организация (служба) помогает участникам конфликта организовать диалог друг с другом и самим найти выход из конфликта без применения насилия. Участие в наших программах добровольное, поэтому в конце разговора вы сами примете решение, будете ли вы в ней участвовать. Наш разговор конфиденциален, то есть я не буду разглашать ника-кую информацию кроме вашего решения участвовать или не участвовать в наших программах. Ис-ключение составляет ситуация, если мне станет известно о готовящемся преступлении, в этом слу-чае я обязан сообщить в компетентные органы.

2 фаза. Понимание ситуации
Задача: помочь обозначить различные аспекты конфликтной ситуации, важные с точки зрения участников и принципов восстановительной медиации.
Возможные действия медиатора:
1. Обсуждение ситуации
•    помочь человеку (вопросами, переформулированием, уточнением и пр.) рассказать о том, что произошло (до ситуации, сейчас, после, о других участниках, о потерпевшем, о друзьях, о своих со-стояниях и чувствах, об отношении к произошедшему и его последствиям);  
•    внимательно слушать и улавливать, что беспокоит человека;  
•    в случае необходимости помочь пережить сильные чувства;
•    обсудить  ценности относительно различных способов реагирования на ситуацию,  расска-зать о ценностях восстановительной медиации.
•    Обсуждение последствий
обсудить, к каким последствиям привела ситуация (или еще может привести), что человеку в этом не нравится. Если о последствиях уже упоминалось при обсуждении ситуации, резюмировать для того, чтобы перейти к поиску вариантов выхода.

3 фаза. Поиск вариантов выхода
Задача: поддержать принятие стороной ответственности за восстановительный выход из ситуа-ции.
Обсуждаемые вопросы:
•    какие выходы возможны из создавшейся ситуации и к каким последствиям  эти выходы мо-гут привести; 
•    пытались ли сами разрешить ситуацию, встретиться со второй стороной; 
•    варианты заглаживания вреда;
•    в случае возмещения ущерба родителями и других трат родителей (например, на адвоката) обсудить, в чем будет конкретный вклад несовершеннолетнего в заглаживании вреда, в частности, как он будет возмещать траты родителей; 
•    если в ситуации участвовали несовершеннолетние, обсудить планы несовершеннолетних на будущее, поддержку этих планов со стороны родителей и ближайшего социального окружения;
•    рассказать о встрече со второй стороной (если она была) или о возможности такой встречи; 
•    обсудить встречу с другой стороной  как возможный вариант действия, направленного на выход из ситуации. Подчеркнуть, что главными на встрече  являются стороны, а  медиатор обеспе-чивает  конструктивность и безопасность;
•     предложить сформулировать перечень вопросов, которые сторона  хочет обсуждать на встре-че (сформировать повестку дня);
•    проинформировать о юридических последствиях заключения примирительного соглашения; 
•    если сторона не согласна на встречу, можно выяснить причины такого несогласия. Можно предложить форму челночной медиации, а также другие программы восстановительного правосу-дия: Круги или семейные конференции. В случае категорического несогласия на любые формы об-щения можно предложить не решать вопрос окончательно и оставить памятку и свои координаты;  
•    независимо от согласия на встречу обсудить, требуется ли помощь каких-то специалистов;
•    если сторона согласна на встречу сторон, приступить  к 4 фазе. 

4 фаза. Подготовка к встрече
Задача: прояснить суть предстоящей процедуры и поддержать принятие стороной своей роли на встрече. 
Возможные действия медиатора:
•    рассказать о формате примирительной встречи (обсуждаемых вопросах, правилах, роли сто-рон, медиатора, законных представителей, возможности участия других лиц). Сформировать на ос-нове предыдущих этапов повестку дня встречи. При обсуждении правил встречи спросить, готовы ли участники их соблюдать; предложить внести дополнения; 
•    если со второй стороной еще не было индивидуальной встречи, пояснить ее право отказаться от участия в программе;
•    пояснить свою роль медиатора на совместной встрече (ответственность за безопасность, ко-ординирование действий,  поддержка диалога). Подчеркнуть ответственность сторон за принятие решения;
•    обсудить перечень участников будущей встречи, предпочтительное время и место встречи;
•    поблагодарить  за беседу, оставить контактный телефон и памятку о программе.
Правила встречи
1.    Не перебивать - у каждого есть возможность быть выслушанным до конца.
2.    Не оскорблять, чтобы все чувствовали себя в безопасности.
3.    Конфиденциальность – не рассказывать окружающим, что происходило на встрече (только результат или подписанный договор).
4.    Каждый участник может при необходимости предложить сделать перерыв, перенести про-должение встречи на другой день.
5.    Медиатор может поговорить с кем-то из участников наедине, а также участник с медиатором.

ЭТАП 3. ВСТРЕЧА СТОРОН 
1 фаза.  Создание условий для диалога между сторонами
Возможные действия медиатора:
1.    заранее подготовить место для встречи сторон;
2.    поприветствовать участников, поблагодарить за то, что пришли, если необходимо – познако-мить участников друг с другом; 
3.    объявить цели встречи, огласить правила, обозначить позицию медиатора;
4.    объявить основные пункты повестки дня.

2 фаза. Организация диалога между сторонами
Задача: организовать взаимопонимание в процессе диалога.
Возможные действия медиатора:
1. предложить сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия;
2. предложить сторонам высказать свое отношение к услышанному;
3. поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. В ходе встречи необходимо трансформировать негативные высказывания так, чтобы это помогало конструктивно-му диалогу, и усиливать позитивные идеи и шаги по отношению друг к другу. 

3 фаза.  Поддержка восстановительных действий на встрече 
и фиксация решений сторон.
Задачи: 
1.    поддержать понимание и признание последствий криминальной ситуации;
2.    поддержать извинения и прощение;
3.    инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений;
4.    обсудить и зафиксировать взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации; 
5.    обсудить и принять механизм реализации решений.

4 фаза. Обсуждение будущего
Задача: поддержать проектирование будущего участников. 
Вопросы для обсуждения:
•    что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
•    что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
•    какую профессию (специальность) хочешь получить и кто может поддержать тебя в этом;
•    чем будешь заниматься в свободное время, есть ли желание заниматься в каком-либо кружке, секции, клубе и кто может помочь этому осуществиться.  

5 фаза. Заключение соглашения
Задача: зафиксировать достигнутые результаты и договоренности.
Возможные действия медиатора:
•    фиксировать решения и четкий план их реализации;
•    обсудить, что делать, если план не будет выполнен;
•    зафиксировать устное соглашение или письменный договор. 

6 фаза. Рефлексия встречи
•    обсудить,  удовлетворены ли участники встречей, осталось ли что-то недоговоренное? 
•    спросить, что важного для себя они узнали в результате встречи.
После встречи, по возможности, организовать чаепитие с  рассказом сторон  друг другу о себе (кто что любит, чем занимается, в чем чувствует свою успешность).

АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА 
(Может проходить через 2-3 недели)
Задачи: 
1. провести рефлексию результатов медиации;
2. выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение;
3. обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликтов и криминальных си-туаций. 
Вопросы для обсуждения с подростком и его родителями:
•    как развиваются  ваши отношения и как выполняется договор?
•    что важного для себя вы поняли в результате встречи?
•    рассказали ли про медиацию друзьям, знакомым, как они к этому отнеслись?
•    бывают ли у них ситуации, где нужен медиатор, посоветовали бы обратиться к медиаторам?